Профилактика деструктивного поведения — это комплекс мер, направленных на предупреждение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта деструктивного поведения.
Она подразделяется на три уровня:
- Первичная (или «превенция»). Подразумевает работу с условно здоровой массовой аудиторией, нацелена на недопущение формирования деструктивных убеждений и опыта деструктивного поведения.
- Вторичная (или «интервенция»). Предполагает вмешательство специалистов при начальных стадиях формирования деструктивного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных и социальных деформаций.
- Третичная (или «поственция»). Подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами и группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения и получившими опасный опыт деструктивного поведения. Нацелена на недопущение рецидива и максимально возможный возврат деформированной личности к социальной норме, на её ресоциализацию.
Основные направления профилактики деструктивного поведения детей и молодёжи в образовательной организации:
- Создание поддерживающе-компенсаторной среды. Формирование нравственно-правового пространства в учебном заведении, психологически комфортной среды, основанной на доброжелательных взаимоотношениях, доверии, сотрудничестве и положительном эмоциональном фоне.
- Минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленной на выявление семейного неблагополучия, консультирование родителей, психолого-педагогическое сопровождение внутрисемейной профилактики деструктивного поведения детей и молодёжи.
- Формирование и развитие личностных характеристик, предупреждающих деструктивное поведение. Совокупность воспитательной и психолого-педагогической работы с группой учащихся и индивидуально, нацеленной на воспитание качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации, а также на коррекцию личностных особенностей, провоцирующих деструктивное поведение.